otrdiena, 2013. gada 22. janvāris

Латвийские СМИ и российский капитал (перепост)

Ольга Павук, доктор экономики, главный редактор Baltic-course.com 

На протяжении многих лет средства массовой информации в Латвии поддерживают те или иные политические силы, и это одна из особенностей функционирования ежедневных газет и телеканалов в стране. Причем со сменой владельцев политическая ориентация редакций зачастую тоже меняется. Ведущие СМИ принадлежат местным предпринимателям, а также скандинавскому и российскому капиталу, часто скрывающемуся в оффшорах. Ведущие газеты на русском языке связывают с именем влиятельного в политических кругах российского миллиардера. Предлагаем обзор латвийских СМИ, оказывающих наибольшее влияние на основной электорат политических сил, как правящей коалиции, так и оппозиции.

Местные СМИ разделены по языковому принципу и обслуживают два сообщества — латышское и русскоговорящее. Соответственно, на латышские и русские разделены издательские дома, телевидение и радио. Совместные латышско-русские проекты есть на ТВ, радио и в электронных СМИ, где, зачастую, имеются отдельные редакции по каждому из направлений. Что касается печатных изданий, прежде всего ежедневных газет, которые политики активно используют для своих целей, здесь разделение не только по языковому принципу, но и по подаче информации. Одно и то же событие в латышских и русских газетах может оцениваться с точностью наоборот.

Латвийские СМИ на службе политиков

Несмотря на постоянное сокращение тиражей печатных изданий, политики продолжают изыскивать возможности использовать именно ежедневные газеты в своих целях. Однако фактор политической ангажированности газет и журналов, попытки стать партийным изданием снижают тиражи латвийских газет быстрее, чем любые экономические причины.
Газетные тиражи сокращались и до начала кризиса. Так, в период с 2002 по 2006 год тиражи газет в Латвии сократились на 17%, свидетельствует исследование, проведенное Всемирной ассоциацией газет. Кризис привел к еще большему падению тиражей. Данные о реальных тиражах ежедневных газет (и не только) тщательно скрываются. В качестве примера можно привести тираж самой крупной газеты "Latvijas avize" (ранее Lauku avize), который сократился как минимум в 4 раза со 100 тыс. в начале 90-х до называемых 25 тысяч сегодня. Тираж газеты "Час" уменьшился за 13 лет почти наполовину — с 20 тысяч экземпляров в 1997 году до 10 800 экземпляров в 2010-м. В 2012 году в редакции газеты назвали тираж более 12 тысяч, но цифр реализации назвать не смогли. Сильно сократился и тираж крупнейшей латвийской газеты на русском языке "Вести Сегодня" — с 36 тысяч в 1995 году до называемых 15 тысяч в 2012 году. Про газету "Телеграф" говорят, что она выходила в прошлом году тиражом менее тысячи экземпляров. А деловая "Бизнес&Балтия" итого меньше.

Большинство газет становятся убыточными для своих издательств, не помогают и рекламные продукты, выпускаемые рядом с дневными газетами. И все равно газеты продолжают выходить, и все это делается ради электората, той немолодой части населения, которое привыкло к ежедневному чтению газет. Большими тиражами издаются только бесплатные партийные газетки, выходящие нерегулярно на деньги самих партий. К примеру, в феврале 2012 года Нацобъединение VL — TB/LNNK напечатало миллионным тиражом бесплатную газету, посвященную референдуму о русском языке.

СМИ в Латвии характеризуются сильной зависимостью от политических партий и бизнесменов, поддерживающих то или иное политическое движение. Причем связь бывает прямая и опосредованная. Прямая связь — это владение СМИ предпринимателем напрямую или посредством оффшора. Опосредованное влияние — через размещение в СМИ рекламы структур, связанных с политиками, в том числе рекламы крупных госпредприятий.

После внеочередных выборов в 11 Сейм в 2010 году главный рекламный поток иссяк, следствием чего стал серьезный передел на латвийском рынке СМИ. Чтобы разобраться в политических пристрастиях латвийских средств массовой информации, рассмотрим некоторые самые популярные издания.

Ежедневные газеты на латышском языке

"Diena", ежедневная латышская газета, многие годы считавшаяся проправительственной и обслуживающей интересы западных иностранных инвесторов. Будучи крупным прибыльным издательством, АО Diena было в середине 2000-х удачно продано шведскому издательскому дому Bonnier, уже владевшим латышской газетой "Dienas bizness". Пожалуй, это был единственный случай действительно коммерческой сделки СМИ в Латвии. Только тогдашний редактор газеты "Diena" Сармите Элерте выручила за свои акции 1 млн. латов, сходу попав в список латвийских миллионеров. Однако начавшийся в 2007 году кризис привел к резкому сокращению рекламы, а следовательно, и доходов, и прагматичные шведы приняли решение о продаже обеих газет.

Новые владельцы тщательно скрывали имена истинных хозяев. Сначала называлась семья миллионеров Роулендов из Великобритании (кстати, один из крупнейших спонсоров партии британских консерваторов). Интрига отчасти разрешилась, когда в 2010 году появился новый совладелец АО Dienа Виестурс Козиолс, успешный бизнесмен, давно работающий в строительной сфере. Свой контрольный пакет в АО Diena (51% акций) стоимостью 1 млн. латов (1,42 млн евро) Козиолс, как свидетельствуют данные CrediWeb, передал в управление вновь созданному акционерному обществу Žurnāli un diena. Единственным членом правления нового АО был он сам. В совет АО Žurnāli un diena Козиолс выдвинул гражданина Израиля и Норвегии Гилада Регева (председатель совета), Эйнара Граудиньша и Байбу Криевиню-Сутору. По некоторой информации, Регев одновременно был связан с тогдашним вице-мэром Риги Айнаром Шлесерсом (ЛПП/"ЛЦ") и мэром Вентспилса Айваром Лембергсом. В свою очередь бизнесмен-политик Эйнарс Граудиньш являлся членом Латвийской ассоциации офицеров запаса и зампредседателя партии Demokrati.lv, председателем которой была правая рука Лембергса в вентспилсском бизнесе Эдгарс Янсонс (председатель правления SIA LSF Holdings). Третий член совета АО Žurnāli un diena Криевиня-Сутора тесно связана с самим Козиолсом, входя в правление таких его предприятий, ООО Investīciju mērķprojekti, ООО Sports и ООО WEB projekti.

То есть газета "Diena стала" выражать интересы сразу нескольких политических сил, конкурирующих с правящей коалицией. Конечно же, редакция объявила о своей независимости в подаче информации.

"Neatkariga rita avize" (Независимая газета — NRA) — другая популярная латышская газета. Издает ее издательский дом Mediju nams, принадлежащий Ventspils nafta, а по сути поддерживаемый Вентсписским мэром Айваром Лембергсом. Естественно, газета является рупором СЗК и поддерживается транзитным бизнесом Вентспилса. Авторитет Лембергса в городе настолько велик, что, несмотря на продолжающиеся 10 лет судебные иски против мэра, жители города и сторонники СЗК остаются его почитателями.
"Latvijas avize" (ранее "Lauku avize" — Сельская газета), как уже упоминалось, была самой тиражируемой газетой в Латвии, читаемой в каждом сельском доме. Сегодня газета тоже принадлежит вентспилсским предпринимателям через АО Ventbunkers, но противникам Лембергса. Газета выражает взгляды национально настроенных латышских радикалов VL — TB/LNNK. Редакционная политика, проводимая на средства, получаемые от российского нефтетранзита, выглядит несколько странной. Как писала газета "Российские вести", ЛУКОЙЛ через швейцарскую Litasco арендует емкости для нефтепродуктов в вентспилском порту у АО Ventbunkers. До Litasco емкости у АО Ventbunkers арендовал известный нефтетрейдер Gunvor. Часть денег за нефтетранзит Gunvor в виде откатов за скидки перечислял на счет контролируемой руководителем Ventbunkers Олафсом Беркисом оффшорной компании. И именно из этих денег Беркис делал пожертвования националистическому "Гражданскому союзу", ныне вошедшему в "Единство".

Так или иначе, но вышеизложенная информация позволяет сделать вывод, что все главные ежедневные газеты на латышском языке принадлежат сегодня крупным местным предпринимателям, и сферы их влияния распределены между разными политическими силами.

Для читателей на русском

С газетами на русском языке все еще более интересно. В 2011-2012 гг. все три ежедневных газеты — "Час", "Телеграф" и "Вести Сегодня" — перешли к одному издателю, находящемуся под крышей (в прямом смысле, на ул. Пелду,15 в Риге) издательского дома Petits. Пройдя период консолидации, в конце 2012 года издатели сообщили о слиянии "Часа" и "Вестей Сегодня". В новом 2013 году подписчики этих двух газет стали получать "Вести Сегодня", а "Час" после 15 лет работы прекратил свое свое существование. "Телеграф" еще в прошлом году стал выходить дважды, а потом раз в неделю. Но сначала немного истории всех трех газет в порядке смены владельца и их связей с политикой.

"Час", вторая по тиражам газета, отметившая недавно 15-летие, начала издаваться в крупнейшем издательском доме Petits, владельцем которого с самого основания был известный в Латвии человек, бывший журналист "Советской молодежи" Алексей Шейнин. Отягощенный долгами миллионер в начале кризиса предпринимал попытки продать свой бизнес. Пару лет назад в прессе звучала информация о слиянии "Часа" и "Телеграфа", но сделка не состоялась. "Час", как и другие газеты, активно спонсировался через рекламу госпредприятий, при этом Шейнин стал активистом движения предпринимателей "За лучшую Латвию" и выступал в ее поддержку на русском языке не только в своей газете, но и в других печатных, ТВ и радио-СМИ. Однако по результатам голосования Шейнин в Сейм не прошел, и, испытав чувство неудовлетворения, продолжил поиски покупателя своего издательства. По данным CrediWeb, в 2010 году Petits работал с оборотом 2,55 млн. латов (-34% по сравнению с 2009 годом, в 2008 г. оборот составлял 6,86 млн.), убытки компании составили 577 000 латов (на 70% больше, чем годом ранее).

В результате в июне 2011 года собственником 87% долей капитала Petits стал украинский Легбанк, за спиной которого стояли латвийские бизнесмены (сумма сделки тщательно скрывалась). Согласно информации Комиссии ценных бумаг Украины, с 2006 года представителями акционеров Легбанка являются граждане Латвии: Артур Ересько от компании Примера Трейдинг, Виктор Лауцис от Примера Файненс, Сергей Барановский от Форланд Инвестментс, Юрий Степанов от Висарин Холдинг, Олег Назарин от Форланд Холдинг, которые владели пакетами акций в размере 9,93% каждый. В Латвии хорошо известно, что все они были ранее связаны с латвийским Ogres komercbanka, ликвидированном в начале 2007 года. И все они вошли в состав наблюдательного совета Легбанка, руководит которым А. Ересько. В конце декабря 2011 года Шейнин прекратил работать в издательском доме. Газета всегда поддерживала русские партии, а перед муниципальными выборами еще и движение предпринимателей Шлесерса/Шкеле "За лучшую Латвию".

Газета "Телеграф", созданная в 2001 году и несколько раз менявшая на протяжении десяти с лишним лет владельцев, всегда была партийным рупором Центра согласия. Ее первый владелец — банкир и издатель Валерий Белоконь (Издательство Валерия Белоконя существовало с 1995 года), свою первую газету "Республика" открыл еще в 90-е гг. специально для продвижения взглядов основанной им Консервативной партией, просуществовавшей, правда, недолго. На смену "Республике" пришел "Телеграф", будучи убыточным и малотиражным проектом на протяжении всех лет своего существования.

В 2008 году обсуждалась возможность слияния "Телеграфа" и "Часа". Предполагалось, что Белоконь может выкупить у Шейнина часть Petits, но сделка так и не состоялась.

И все-таки осенью 2008 года Белоконь продал газету другому латвийскому бизнесмену, тоже миллионеру, Олегу Степанову (как обычно, через оффшор), которому она нужна была не только как рупор ЦС и возможность спонсирования движения на выборах в Рижскую думу, но и как средство борьбы с Лембергсом и Шлесерсом, конкурентами по транзитному бизнесу. Кстати, руководителем издательского дома при Степанове был известный политик, экс-министр иностранных дел Янис Юрканс, бывший одновременно президентом Балтийской ассоциации транспорта и логистики, объединившей 11 компаний транзитного бизнеса, подконтрольных Степанову (в 2011 году Юрканс перешел в стан LPP/LC и баллотировался в 11-й сейм). Стоит вспомнить, что перед муниципальными выборами в 2009 году Степанов спонсировал еще одну газету, выходившую в Вентспилсе, под названием "Причал", которая выступала в противовес городской газете "Вентас балсс", поддерживающей Лембергса.

Свою задачу поддержки ЦС на выборах в Рижскую думу газета "Телеграф" выполнила, чего не скажешь о второй задаче (судебные разбирательства Степанова со сторонниками Лембергса продолжаются и по сей день). И Степанов отдает убыточное издание банку Snoras (который принадлежал российскому миллиардеру Владимиру Антонову). Как говорят, за двухмесячную зарплату коллективу издательства, впрочем, на таких же условиях Степанов когда-то прибрел газету у Белоконя (!!!).Оборот издания в 2010 году составил 442,2 тыс. латов — на 39,5% больше, чем в 2009 году, а убытки уменьшились в 2,7 раза, составив 132,3 тыс латов, свидетельствует информация CrediWeb.

Далее, в самом начале 2012 года, владельцами "Телеграфа" становятся те же лица из Легбанка (тоже скрытые за оффшорами), что приобрели чуть раньше Издательский дом Petits, и имеющие отношение к другому российскому миллиардеру, члену Совета федерации от Ленинградской области Андрею Молчанову, ставшему в 2011 году владельцем 99% Latvijas biznesu banka (ранее принадлежавшего Банку Москва). Поговаривают, что латвийское издательство досталось ему в нагрузку к банку.
"Вести сегодня", самая популярная русская газета в Латвии, выросла из любимой в СССР "Советской молодежи". В 2010-м оборот, по сравнению с 2009 годом, сократился на четверть и составил 2,97 млн. латов. После краха Parex banka, издательство лишилось крупного рекламодателя и кредитора, особенно благоволившего газете "Вести Сегодня". Кстати, в прессе открыто писали о вкладах Parex banka во все политические партии. Свои или чужие это были деньги — естественно, неизвестно. Частный банк, крупнейший в Латвии с местным капиталом, принадлежавший до его национализации в 2009 году Валерию Каргину и Виктору Красовицкому, активно обслуживал клиентов из России.

Владелец издательского дома Fenster Андрей Козлов тоже давно искал покупателя своего бизнеса, и ему, в конце концов, удалось продать газету "Вести Сегодня" за очень хорошую цену, по слухам, за 3 млн. латов с условием, что газета останется рупором Центра согласия. В августе 2012 года газета через цепочку кипрских оффшорок сменила владельца. В результате редакция переехала в здание Petits, что косвенно свидетельствует о том, что новым владельцем стали опять-таки компаньоны А. Молчанова. В этом контексте называется имя еще одного российского политика и бизнесмена Эдуарда Янакова. Сам Козлов был выбран на последних муниципальных выборах депутатом в Рижскую думу от объединения Центр согласия.

Все три газеты, находящиеся в издательстве Petits, испытывают трудности со своевременной выплатой заработной платы сотрудникам издательства и журналистам (задолженности иногда составляли два-три месяца). Буквально вчера было объявлено о слиянии "Часа" и "Вести сегодня" и выпуске новой газеты под брендом последней. "Телеграф" же по замыслу издателей должен превратиться в аналитический еженедельник.

Таким образом, к следующим муниципальным выборам главные русские газеты в Латвии обрели влиятельного в российских политических кругах владельца, к тому же российского миллиардера, близкого к питерскому окружению Путина. Логически можно прийти к выводу, что таким образом реализуется российское влияние и поддержка Центра согласия в Риге. Хотя никаких прямых доказательств этой версии нет и быть не может.

"Бизнес&Балтия", еще одна русская газета, относящаяся к разряду деловых, с очень скромным тиражом менее тысячи экземпляров, тоже испытывает финансовые проблемы. (В 90-е годы тираж доходил до 15 тысяч). Владеют газетой люди из банка Baltikums, и тоже через оффшоры. Попытки продать газету Антонову не увенчались успехом, стороны не сошлись в цене. Никакого существенного влияния на политические игры газета сегодня не имеет в силу малой тиражности.

Нельзя не упомянуть и самый тиражируемый в Латвии еженедельник "МК Латвия", входящий вместе с телеканалом ПБК, РЕН ТВ Балтия, НТВ Мир Балтик и др. в концерн BALTIJAS MEDIJU ALIANSE SIA с главным офисом в Риге. В редакции "МК Латвия" нам сообщили, что в 2012 году ежедневно реализуется более 31 тыс. экземпляров газеты, в два с лишним раза больше, чем в 2008 году. В концерне в трех Балтийских странах работает более 200 человек. Согласно данным CrediWeb, учредителями альянса, которым принадлежит по 50% компании, являются Олег Солодов (Латвия) и Алексей Плясунов (РФ).

В целом же следует констатировать, что большинство ежедневных газет (и латышских и русских) в Латвии все еще остаются средством влияния на электорат оппозиции, и только одна газета "Latvijas avize", по охвату читателей самая крупная в стране, поддерживает правящую коалицию. Однако циркулирует информация, что и "Latvijas avize" готовится к продаже, и тоже окружению А.Молчанова.

Гораздо большим влиянием по обработке сознания электората обладает телевидение. Латышское население смотрит преимущественно государственные каналы TV 1и TB 2 (на последнем часть передач идет на русском), а также коммерческие кабельные каналы LNT, TV 3,TV 5, TV 6, проданные летом 2012 года латвийским предпринимателем Андрейсом Экисом (бывшим председателем движения "За лучшую Латвию") шведскому медиаконцерну Modern Times Group (MTG).

Телезрители, предпочитающие русский язык, имеют доступ через кабельную сеть к Первому Балтийскому каналу (ПБК) и многочисленным российским телеканалам, а также к коммерческим латвийским каналам ТV 3+, ТV5 и ТV 6. Но уже поговаривают, что MTG будет продавать латвийские телеканалы, и не исключено, что мы опять услышим имя Молчанова. Если это случится, влияние на электорат, поддерживающий Центр согласия, усилится.

Среди многочисленных электронных СМИ, созданных в последнее десятилетие в Латвии, следует отметить портал «DELFI» (владелец — эстонская компания Ekspress Grupp), имеющий самую большую аудиторию, как на латышском, так и на русском языках. По данным статистики DELFI , осенью 2010 года ежемесячная аудитория портала составляла 676 000 пользователей.

Большая аудитория и достаточно большое количество рекламы на порталах delfi.lv и rus.delfi.lv позволяет редакциям оставаться более независимыми, чем в других ежедневных СМИ, в том числе электронных. Согласно информации CrediWeb, в 2009 году оборот Delfi AS составил 1,2 млн. латов, что на 41,3% меньше, чем годом раньше, когда выручка компании составила 2,1 млн. латов. При этом 2009 и 2010 год Delfi AS закончил с убытками. Но уже в 2011 году показал прибыль 140,3 тыс. латов.

Абсолютное большинство латвийских издательств работают последние годы с убытками. Исключение составляет АО Latvijas avize, все годы показывавшая прибыли и демонстрирующая самые большие обороты среди печатных издательств. Показателей деятельности русских ежедневных газет СМИ в таблице нет, поскольку все три газеты (и другие издания) недавно сменили своих владельцев, скрытых за кипрскими и британскими оффшорами. Обороты частной телевизионной компании LNT (куда входят все самые популярные телеканалы) значительно превышают показатели печатных домов, но практически все годы ежегодные убытки компании превышали миллион латов (исключение составил лишь 2008 год). Обороты самого популярного в Латвии портала "DELFI" отстают от печатных изданий, но аудитория читателей все время растет. К тому же численность персонала Delfi AS (42 человека) значительно меньше, чем в дневных газетах и сопутствующих им печатных продуктах.

В последние годы все больше латвийских СМИ выводят своих сотрудников за штат, отказываясь от бессрочных трудовых договоров и предлагая журналистам работать за гонорары. Из-за чего данные о численности персонала, указываемой в годовых отчетах, не отражают реальной картины занятости. Больше всего сотрудников, согласно данным, CreiWeb, работает в LNT (249 человек) и Latvijas avize (159), а Издательский дом "Bizness & Baltija" SIA вообще не указал количество персонала. В информации на своем сайте BALTIJAS MEDIJU ALIANSE SIA говорит о 200 сотрудниках, а в годовых отчетах указывает 8—9 человек.

Статья подготовлена на основе публикации: http://www.baltic-course.com/rus/_analytics/&doc=66578

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru

Visas vecās dziesmas / Stuff